Gen_shtab (gen_shtab) wrote,
Gen_shtab
gen_shtab

Полный кадр против беззеркалки в руках дилетанта

Как известно, я ни разу не фотограф.
Я вообще не умею снимать портреты (сказать жене "дорогая, встань вот сюда, поправь волосы чтобы на лице не было тени" - это не про меня, увы), у меня до сих пор случаются промахи с кадрированием, мне более-менее сносно удаются лишь данные свыше сюжеты. Я вижу то что есть здесь и сейчас и нажимаю около 750 раз за день на кнопку затвора, выбирая из этого 75 кадров, из которых через пару лет я оставлю 20.
Таких как я много, так что может быть именно поэтому будет интересен мой взгляд на вещи.
Благодаря случаю и лучшему каналу о фотографии в Телеграм https://t.me/jejeya_pictures у меня была возможность поюзать два месяца хороший комплект: Nikon D600 + nikkor 24-70mm f/2.8g ed af-s + nikkor 70-200mm f/2.8g ed vr ii + AF Nikkor 85mm F/1.4D IF
И всё это великолепие взамен моего каждодневного Sony A6000 + 16-50mm f/3.5-5.6 OSS + 55-210mm f/4.5-6.3 OSS.

Первое впечатление, которое возникло у меня - какое же это всё тяжёлое! Я даже не хочу сравнивать полный вес одного и другого комплекта, мне тяжело даже видеть эти цифры.
Второе - сколько же повидал в своей жизни этот аппарат!
Видимо, он прошёл с Гошей огонь лагерных костров, ледяную воду чукотских рек, и будущие медные трубы, отлитые из руды, которую нашли в своих экспедициях геологи.
В тот же вечер я пошёл снимать гуляющих детей. Просто жена не была посвящена в мои коварные планы, так что все возможные претензии с её стороны нужно было крыть недостижимо качественными снимками, ведь полный кадр вкупе со светосильным объективом должны творить чудеса!
Чудес в тот вечер не произошло.

Вторую попытку приложить ум к инструменту я совершил на следующий же день.
Было уже получше.
1. Во-первых, я заметил, что рисунок изменился.


Да, за эту фразу хочется бить ногами, но посмотрите на светлые и тёмные участки коры!

2. Во-вторых, разумеется, размытие. Это 85 с дырой 4


Это уже можно было показывать жене в качестве оправдания! :) Правда, она всё равно заявила мне, что в руки не возьмёт эту бандуру и не собирается на неё снимать, т.к. учить расположение кнопок со стёртыми пиктограммами ради двух месяцев это верх маразма.

3. Упражнение "сверхмалая ГРИП". Чисто демонстрация возможностей.


А потом игрища с открытой диафрагмой привели меня к оглушительной мысли "Это не всегда нужно, Геннадий!"

4. Вот так это выглядело


Как будто фотообои на заднике и вырезка из журнала "Крестьянка" возле объектива. Вдобавок, даже с ИСО 100 изображение кричит "прикрой диафрагму, придурок! Выдержка 1/4000 с. не спасает". В западню с потерей детализации из-за слишком открытой диафрагмы и сверхкороткой выдержки я попадал не раз даже под конец срока "примерки" :)
Кстати, вы заметили этот чудный зеленоватый оттенок? Если вы думаете, что это рефлект от зелени, то вы ошибаетесь, и это первый и самый жирный минус D600. В каждой фотке нужно было править ББ при проявке равок!
Сначала я пытался понять в каком месте настроена такая коррекция баланса белого. Перелопатил всё меню - ничего не нашёл. Кстати, не понимаю нытья что в Сони неудобное меню, оно просто непривычное, как для меня было непривычным меню Никона после Сони. По совету старших товарищей сбросил все настройки к заводским. Стало чуть лучше, но на ярком солнце всё зеленело. Определённо это беда конкретного экземпляра, которая, впрочем, никак не парит Георгия.

Зато явный плюс - никаких задержек затвора. Нажал - получил.
5.


В этот же день мы умчались в отпуск в Воронеж, а вечером я мог протестировать светосилу объективов в полумраке ресторана.

6. Сони потребовала бы конской выдержки или конского ИСО, впрочем, здесь тоже 6400, но это не так заметно.


7. В ресторане обычно полно еды, а Катя любит фотографировать еду. Так что увлёкшись она и не заметила как схватила "эту бандуру" в руки и нажала кнопку =) На ИСО 2200 вообще нет претензий к шумам.


Естественным желанием любого человека, который сфоткал еду, запостить эту фоточку в Инстаграм. И здесь Катю ждал облом - в D600 нет Wi-Fi, так что оперативно отправить снимок без компьютера под рукой не представляется возможным: флешки объёмом 64 Гб телефон через OTG не видит.

8. Окончательно я убедил её в том, что всё не зря, при помощи цветов и фокусного 200mm. f/6,3 и f/2,8 несравнимы!


9. Это уже снимала она


10. А потом она уже обращалась с Никоном как с родным, фоткая нашу домашнюю еду. Обратите внимание на толщину бутерброда.


11. Этого вполне достаточно чтобы при съёмке на 85mm f/1.4 газетка выпала из ГРИП!


12. Обычно, для фоток на кухне в случае с Сони нужно было зажигать весь свет. Здесь он не нужен вообще.


Не буду скрывать, что целью эксперимента было показать необходимость покупки светосильного объектива для Сони. Жене нравилось как Никон "моет фон", я не сомневался в успехе и полез в интернеты изучать ценники на что-то подобное для системы с байонетом E-mount.
Увиденное повергло меня в шок. Sony FE 24–70mm f/2.8 GM стоит 179000 (Сто семьдесят девять тысяч) рублей! И нет речи ни о каком б/у, т.к. объектив за такие деньги автоматически становится семейной реликвией и завещается внукам.

Ещё до возникновения мыслей об обмене я без всякой надежды подал заявку на споттинг во Внуково, указав там в анкете в списке техники сонину "трубу" 55-210, живо представляя как комично я буду там смотреться. Удивительно, но её одобрили, а отправился я уже серьёзно подготовленным, с настоящим полноразмерным телевиком. Не буду дублировать кадры оттуда, замечу лишь, что, во-первых, там были двое или трое людей с А6000 и 55-210, а во-вторых, там нечего было бы ловить с сониным автофокусом и светосилой, учитывая, что о солнце можно было лишь мечтать, и выдержки делали бы из каждого кадра проводку. Я же проводку нормально не смог, т.к. матрица была усрана и просила швабры, а ND-фильтр, который мне любезно предоставил Гоша, я оставил дома как некую непонятную мне штуку с которой х.з. что делать.

13. Это результат долгой работы по удалению пыли со снимка.


Стоит отметить ещё одну чудесную функцию, весьма актуальную для меня, превосходно реализованную в Никоне и отвратительно в Сони - таймер спуска с настраиваемым интервалом между снимками. В Сони ты можешь просто выбрать сколько раз сработает затвор через 10 секунд - либо три, либо пять. И да, это будут именно 10 секунд. При её скорострельности в 11 к/сек. особого смысла в этом нет - интервал между снимками всё равно будет не более считанных долей секунды, так что если кто-то моргнул, то у него будут закрыты глаза на всех кадрах в серии.
Когда мы "пилили" семейные снимки со штатива на Никон, я выставил интервал в 1 секунду и Никита уже на втором кадре смотрел туда, где раздавалось "Щёлк-щёлк".
14.


Продолжая тему самолётов хочу отметить, что резкость Никона позволяет устраивать споттинг везде, где есть самолёты. Даже на удалении нескольких километров от аэропорта, просто задрав голову вверх.
15. И это 70mm, а не 200.


16. А это уже 200 и опять всё та-же западня с открытой диафрагмой. До Шереметьево километров 10.


Продолжая тему нарушенного ББ, хочу отметить, что на приведение этой фотки к натуральным цветам ушло немало времени, и я не уверен, что всё получилось.
17.


Наглядный пример.
18. Фотка "как есть".


19. Как было на самом деле. Вместо тысячи слов..


Или вот ещё пример.

20. Камерный джипег.


21. И более-менее нормальная версия.


22. Вернуть к жизни зеленеющий закат - то ещё развлечение.


Но не будем о грустном :)
Примерно через месяц экспериментов в голове моей окончательно оформилась мысль, что светосильные объективы обеспечивают Никону большую часть преимущества над Сони. Я, например, точно знал, что сделать кадр движущегося поезда в метро на Сони в подобных условиях совершенно невозможно.
23.


Хотя и на Никоне нужно избегать значений ИСО выше 2500, у Сони были бы совсем другие выдержки. Всеми "ночными" кадрами из Гранд Макета я обязан Никону.
24.


25.


Главным же испытанием для меня как фотографа стал "День строителя", куда я прихватил 24-70 и 85mm фикс.
С фиксом полного взаимопонимания у меня так и не случилось. Во-первых, в условиях ресторанного зала просто некуда отойти на нужную дистанцию. Во-вторых, повторюсь, я не умею в портреты, так что те сюжеты, которые хорошо было бы им снимать, я увидел при просмотре фоток приглашённого фотографа с того же мероприятия. В-третьих, то что я снимал, выпадало из ГРИП. В общем, вкуса устриц я не распробовал с первого раза. Но после этого провала у меня возникла идея как использовать этот объектив с умом.

27. Этот кадр снят как раз на него.


24-70 же неслабо поднял мою самооценку. Если отбросить композиционную составляющую, с технической точки зрения мои кадры не уступали кадрам профессионала, снимавшего на Canon 6D и 24-70 2.8L II USM. А кое-какие так и вовсе мне удались лучше.

26. Вместо такого цветного дыма у профи была вспышка с очень сильным импульсом.


27. Такое тоже на Сони не снять.


Но одна особенность наоборот запорола мне немало кадров. На Никоне я чаще обычного резал ноги т.к. точку автофокуса невозможно было поднять выше, а в мозгу не всегда умещался алгоритм, при котором фокусировку надо было зафиксировать полунажатием, затем скадрировать всё, и потом уже снимать.
28.


К середине августа, когда я уже увидел ценники на светосильный зум Sony, у меня возникла идея сбагрить всю свою систему и взять б/у D7100. Не было лишь понимания каково будет таскать на себе этот вес в отпуске, например. Просто мы любим ходить, 7-10 километров в день стандартный наш маршрут. В конце месяца появилась возможность проверить ощущения на практике. Что сказать.. Это нелегко, если за плечами ещё и рюкзак с коптером, но вполне выполнимо.
Особенно когда ты осознаёшь ради чего всё это.
Кстати, пока я не получил Сони обратно я не замечал что у неё такой лаг затвора.
29. Вот эту белочку было бы тяжко поймать в кадр.


30. А эта жаба просто хорошо получилась.


Именно на отпуск в Санкт-Петербурге у меня были большие планы по части вдумчивой работы с 85mm f/1.4. Хотелось забабахать ночных портретов, благо жили мы в самом центре, и в принципе проблем с красивым фоном никаких не было. Но чёртова лень вместе с поливавшими северную столицу дождями так и не дали этим планам осуществиться. Сильно жалею об упущенной возможности.

В общем, чем ближе был час расставания с Никоном,тем больше бесила необходимость ковырять баланс белого, но при этом тем больше было желание получить подобный комплект в постоянное пользование.
Логика была такая: доступные объективы для Сони представлены фиксами 50mm f/1.8 и 16mm f/2.8, которые в принципе позволяли бы снимать то, что я обычно снимаю, не сильно хуже, чем Никон. Но это объективы только для кропнутых камер. То есть с точки зрения развития тупиковый путь. Даже б/у, эта парочка потянет на 21-22 тысячи рублей. И именно прелесть фикса я так и не осознал. Продав же весь комплект Сони, и добавив те самые 22 тысячи, можно было рассчитывать на нормальный наборчик на базе D7200 (Wi-Fi нужен) под последующее развитие парка оптики. С другой стороны, разница в весе между кропом и ФФ никакая.. В этих мыслях я пребывал, как в тумане, последние пару дней.

Всё изменил момент встречи :)
Когда я достал из маленькой сумочки тушку, 16-50, 55-210, советский Гелиос, да ещё и мини-штатив, я понял, что не смогу променять компактность на чуть более лучшую картинку. Да, весьма любопытно было бы сравнить очно Сони с дорогущим 24-70 f/2.8 G master и Никон с аналогичным объективом, но такой возможности у меня нет. Так что я уже мониторю Авито на предмет хорошего предложения на "полтинник".

Что меня стало раздражать в Сони после опыта использования быстрой репортажной камеры:
1) Лаг затвора.
2) Тупизм с диафрагмой. Ты максимально открываешь диафрагму, в поисках кадрирования увеличиваешь фокусное, диафрагма прикрывается, потом ты возвращаешься к 16mm а эта зараза так и закрыта на 5.6! Что мешает в режиме "приоритет диафрагмы" открывать её в этом случае обратно до 3,5 - загадка.
3) Упомянутая выше невозможность настроить интервал в серии с таймером спуска.
4) Менее цепкий и быстрый автофокус.
5) Предыдущее усиливается стократно невозможностью скорректировать его вручную, т.к. кольца фокусировки не имеют механического привода. Да ещё и нужно переключать режим автофокуса, либо программировать пользовательскую клавишу.

Собственно, вот все мои претензии к A6000, не так уж и много.

А что же скажет gerudes, как репортажник, долго снимающий на D600?
Это был самый тяжёлый сезон из всех. Я впервые не написал за поле ни строчки. Снимал раз в семь меньше, чем обычно. На Сони того реже. Кстати, я его проклял.


Последняя фраза красноречиво говорит читателю о том, что всё что я понаписал тут выше - фигня :)
Каждый снимает на то, что считает удобным, и то, что приносит ему ожидаемый результат.
Такие дела.


Tags: фотографическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments